| Ночь ползучих тварей / Night of the Creeps (1986)
Ночь кошмаров (1986) — Night of the Creeps
Название: Ночь ползучих тварей
Оригинальное название: Night of the Creeps
Год выхода: 1986
Жанр: ужасы, фантастика, комедия
Режиссер: Фред Деккер
В ролях: Джейсон Ливли, Стив Маршалл, Джилл Уайтло, Том Аткинс, Уолли Тейлор, Брюс Соломон, Вик Полицос, Аллан Кайсер, Кен Херон, Элис Кэдоган, Джун Харрис, Дэвид Пэймер, Дэвид Оливер, Эвелин Смит, Иван Э. Рот, Дэниэл Фришмен
О фильме: В окрестностях студенческого городка появляются пронырливые червеобразные твари. Они проникают в человеческий организм через рот и превращают людей в зомби. «Народное ополчение» против тварей возглавляют скромный студент с огнеметом наперевес и седой детектив.
Страна: США
Продолжительность: 01:29:52
Аудио 1: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192 kbps - Марченко
Аудио 2: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192 kbps - Штейн
Имена следующих персонажей фильма основаны на именах известных режиссеров фильмов ужасов и фантастики: Джордж А. Ромеро (Крис Ромеро), Джон Карпентер и Тоуб Хупер (Джеймс Карпентер Хупер), Дэвид Кроненберг (Синтия Кроненберг), Джеймс Кэмерон (детектив Рэй Кэмерон), Джон Лэндис (детектив Лендис), Сэм Рэйми (сержант Рэйми) и Стив Майнер (уборщик Майнер).
С космического инопланетного корабля в 50-е годы на Землю попадает капсула с экспериментальными слизнями, которые проникают в людей и животных через рот, превращая их в кровожадных зомби. В 80-е годы эти слизни вырываются на волю из замороженного в университетской лаборатории парня, которого случайно разморозили двое студентов, выполняя задание для вступления в студенческое сообщество.
Слизни расползаются по территории университета, как раз накануне выпускного бала, нападая на людей и заодно воскрешая маньяка с топором из 50-х. Ночь сразу перестает быть томной. За дело берется полицейский, у которого есть свой счет и к слизням, и к маньяку.
В этом фильме, на первый взгляд, нет ничего такого, чего бы мы не видели раньше. Но то, что мы видели раньше — мы видели в разных фильмах. Мало ли было фильмов о заразе из космоса? Или о заразах, созданных безумными, но настырными учеными? Тут это соединено по принципу два в одном. Сумасшедший маньяк, сбежавший из психушки, и рубящий топором всех встречных и поперечных тоже имеется в наличии.
И классические персонажи молодёжных комедий: робкий ботан и его верный друг, помогающий завоевать ботану сердце первой красавицы университета. Девушки замечательной и доброй, но уже встречающейся с первым красавцем того же университета, спортсменом, лидером и самовлюбленным идиотом, к тому же злым и жестоким. И кто из соперников будет танцевать с красавицей на выпускном вечере — не такая уж и большая интрига для тех, кто смотрел пару-тройку таких фильмов.
Конечно же обязательны всякие дурацкие ритуалы вступления в студенческие братства, всякие Сигмы, Беты, Омеги. Куда же без них. А еще имеется отважный полицейский, с глубокой раной в душе: когда-то маньяк зарубил его любимую девушку, хоть и бывшую. Он отомстил. Но теперь страшная тайна и чувство вины не дают ему спокойно спать по ночам, являясь в виде навязчивых кошмаров. Коп в глубокой депрессии и склоняется к самоубийству, но, когда наступает зомби-апокалипсис, он берёт в руки оружие и не щадит ни себя, ни врагов, ни друзей.
К тому же размножающиеся со страшной силой зомби, ломящиеся в двери и окна, тянущие свои жадные руки к горлам своих жертв, вносят свою долю веселья в эту нескучную ночь. И слизняки, противные и скользкие, как мокрицы, перемещающиеся с огромной скоростью, проникающие в рот несчастным жертвам, превращая их в бездушных тварей, рассадников мерзости и смерти. Слизни собираются в заброшенном сарае, имя им — легион.
И собираются они там явно не с благотворительными для землян целями. Всё это уже было во многих фильмах в тех или иных сочетаниях и вариантах. Казалось бы, вся эта эклектика, сваленная в один фильм, превращает его в кашу, где концы с концами не сходятся, а сюжетные составляющие противоречат друг другу, мешая сойтись краями разным кусочкам сценарной мозаики.
Но режиссер Фред Деккер, видимо, знал рецепт, как из всех этих ингредиентов приготовить фантастический салат, где каждый продукт оттеняет и подчёркивает вкус других составляющих. Он довёл уровень всех сюжетных и жанровых составляющих до высочайшего уровня стёба, смешал их в разномастное, сочное и вкусное кинопроизведение под названием пародия, где высмеял все шаблоны и приёмы разножанрового хоррора, всех затасканных персонажей и их характерные признаки, все потрепанные сюжетные ходы, доведя их местами до абсурда. Как, например, в сцене взаимной исповеди полицейского Рэя Кэмерона и студента-ботана Криса Ромеро. Или абсурдно-навязчивая мания самоубийства у того же Кэмерона.
Даже имена персонажей фильма — это сам по себе стёб над именами икон хоррора. Кроме уже названных Ромеро и Кэмерона в фильме присутствуют кот Гордон, сержант Рейми, детектив Лэндис, уборщик в лаборатории Майнер, первую красавицу зовут Синтия Кроненберг, а друга Криса Ромеро, Джей Си — Джеймс Карпентер Хупер. Кроме использования имен мэтров жанра по фильму разбросаны оммажи их произведениям, как, например, ломящийся из подвала разбуженный зомби, горящее после выпускного вечера здание университетского общежития, собака, превратившаяся в тварь, размороженный труп, много лет хранившийся во льду и послуживший началом всех ночных приключений. Получился фильм-фейерверк, который пугает, развлекает и веселит одновременно. Как хороший комик, умеющий вызвать смех у зрителя, сохраняя при этом совершенно серьезное лицо.
Хочется отметить замечательный, выразительный грим в стиле старой школы, уровня «Зловещих мертвецов» и «Кладбища домашних животных», который добавляет фильму атмосферы, так как выглядит весьма впечатляющим и отталкивающе-жутким. Вообще фильм визуально очень выигрышный именно своими «страшными» сценами с ужасными разлагающимися зомби, с окровавленными черепами и висящими ошмётками плоти вместо лиц, юркими и гадким слизняками, разлетающимися из расколовшихся надвое от выстрелов голов, гниющие и склизкие морды животных с червями из глазниц — всё это сделано на самом высоком уровне, по крайней мере для времени выхода фильма.
Режиссёр не преминул посмеяться и над модой на вводные прологи в стиле «как это было и откуда пошли корни много лет назад». Таких прологов в фильме целых два, один даже в чёрно-белом варианте, подчеркивающим для зрителя, как давно всё это произошло. В финале никого не удивит ложный хэппи-энд после поцелуя в диафрагму — ещё один истерзанный штамп, над которым снова издевается Фред Деккер, как бы усмехаясь и подмигивая зрителям: а вы что, ожидали чего-то другого? Это в пародии-то?
7 из 10
Фильм — отличный! Фред Деккер постарался на славу, и сценарий написал, и сам срежиссировал. Сюжет, кстати, очень даже ничего.
В общем, фильм классный и что мне больше всего в нем нравится, так это — атмосфера, нет, она не страшная и не угнетающая, я бы сказал, скорее всего, мистическая, а также неплохое музыкальное сопровождение. Первый раз я посмотрел фильм в 9 лет, и он тогда, помнится пугал меня, не сильно, но все же мурашки пробегали, а сейчас, всего лишь забавляет, очень нравится порой пересматривать его.
Получился этакий молодежно-комедийный хоррор, на мой взгляд, один из интереснейших и лучших конца 80-х годов. Конечно, зомби в этом фильме, не совсем зомби, их задача не съесть людей, а переселить в них слизней, которые откладывают яйца в мозгах. Опять-таки повторюсь, идея (сюжет) замечательная, совместить инопланетян, слизней и зомби, все это настолько грамотно сделано, что и придраться не к чему. Актеры тоже сыграли очень даже неплохо, каждый из них заслуживает похвалы, в особенности понравилась роль Тома Аткинса. Короче говоря, фильм заслуживает определенно 10 баллов. Кстати, он чем-то смахивает на недавно вышедший «Слизняк», но только, естественно, в сто раз хуже «Ночи кошмаров».
«Ночь кошмаров», эх, передать все ощущения, оставленные после фильма, невозможно, во всяком случае, для меня. Если вам выдастся шанс его увидеть, то не раздумывайте, берите (купите) и смотрите, я уверен, что тем, кому нравятся ужастики, данный шедевр придется по душе.
Сюжет изначально любопытен: всё началось с инопланетян на космическом корабле, потом уже на нашей планете в пятидесятые года с убийцей-маньяком у коего в руках топор с пожарного щита, далее в наши дни (середина 80-х) зомби и под конец гора опасных слизней.
Если более углублённо рассматривать фильм, то наружу всплывает тот факт, что само непосредственно полноценное действо ужаса и борьбы с ним настаёт только ближе к кульминации, где-то у самого финала. Оно будет интересным: и отстрел зомби, и сожжение слизней, и даже оживлённому маньяку, пролежавшему в земле несколько десятков лет, найдётся место с его топором. Сцены апогея снабжены запоминающимся гротеском в виде парочки: парень разрывающий дробовиком головы зомби, из которых вылетают склизкие твари, и его подруга в белом платье и с… огнемётом за спиной!
Вообще это кино полностью молодёжное. Оно ещё один представитель своего времени и направления, этакая яркая (грим инопланетян, заражённых и эффект сплаттера — превосходен) шутливо-непритязательная комедийная страшилка. Заложенный юмор схож с творением Дэна О’Бэннона «Возвращение живых мертвецов»; есть парочка интересных находок подобной тенденции, например сцена, где зомбированный оживлённый труп без одежды следует по коридору, а охранник-полицейский не поднимая головы от блокнота мимоходом здоровается по привычке с ним и идёт дальше.
Ещё нельзя не указать на очень схожие моменты с последующей работой в жанре «Факультет» Родригеса; эти две картины сродни одна другой.
Сама начальная концепция зиждется на извечной теме с молодёжью, проживающей в студенческих кампусах, меж их отношеньями полов, с вступлением в братства, и конечно, выпивкой и тусовками. Выходит, большую первую половину кино пред зрителем в основном будет лишь это, с лёгкими шуточками и перипетиями. Актёры играют на среднем уровне, только в принципе ожидать многого от развлекательной истории про тинэйджеров, столкнувшихся с зомби и инопланетными существами-слизнями дело неблагодарное и заведомо глупое.
Это лишь забава на полтора часа, посему требуется не слишком утруждать головы несколькими нестыковками или возможными ляпами в сценарии. Однако отнюдь в рассказе наличествует и небольшая драматическая линия с детективом полиции, терзающимся по поводу былого из прошлого своей жизни. Этот взрослый чуть утяжелённый свой историей персонаж на фоне молодёжи приятно контрастирует образом для чередования с простенькими поверхностными кадрами студенческой жизни.
Как я уже упоминал несколько выше, грим удался на славу, за счёт которого при просмотре возникает удачное зрительское ожидание по поводу очередной любопытной сцены сражения с зомби, где однажды будет применена и газонокосилка! Ему подобны декорации узких коридоров и жилых помещений, выгодно поданных операторским ракурсом. Особенно хорошо смонтирована сцена с резко ползающими слизнями и парнем на костылях в туалетной кабинке.
Если рассматривать неудачные моменты, то они носят в себе достойное число, создавая противовес выгодным находкам. Первым делом, это опять-таки затянутое ожидание нашествия зомби вплоть к самому финалу. Во-вторых, юмор есть, но не особенно выдающийся, он скорее вторичен в основе, как и неоригинальный костяк персонажей картины: подавленный прожжённый коп, парочка неудачников-студентов, местная красавица, ботаничка в очках, группа напыщенных глав братства, вечно (прямо в каждом кадре с ним) жующий гамбургер полицейский на фоне очередной найденной жертвы — согласитесь, что такой набор героев уже где-то когда-то был выведен кем-то другим раньше?
Ещё есть ломкость повествования. Судите сами, вначале интригующая завязка с перестрелкой гуманоидов-инопланетян меж друг другом в космосе, а после ей на смену приходят чёрно-белые кадры истории на Земле, длящиеся не так мало и вообще непонятно зачем нужен был подобный второй пролог. Хронометраж словно разорван на два участка, когда первый (в 50-х годах) лишь необходим для объяснения заражённого трупа в лаборатории и только. И когда пред самыми титрами будет намёк на глобальную эпидемию зомби, вот здесь неминуемо задаёшься вопросом к создателям картины: неужели с самого начала нельзя было выдать масштабное зрелище, а не откладывать его на послевкусие?
В итоге, если суммировать объективный взгляд, то данный фильм неплохо идёт нога в ногу с остальными своими собратьями тех лет, он уже вполне может считаться некой классикой комедийных молодёжных ужасов восьмидесятых с достойным зрелищным рядом, при этом имея и несколько несбалансированных моментов в сюжете и такте действа. Если же затрагивать моё сугубо субъективное мнение, то опус «Ночь кошмаров» (ранее на кассетах VHS переводимый, как «Ночь ползучих тварей») ещё один образчик своего поджанра, который для моего поколения (и старше) при просмотре способен вызывать что-то вроде приятной ностальгии о прошлых временах.
6 из 10
AliceLo
Порази меня
Экспериментальная смесь из ужастика про инопланетных паразитов, зомби-тематики, слэшера про маньяка с претензией на комедию. Потому и «Ночь КОШМАРОВ» — их много и они разные. Правда, перекочевали в фильм и все штампы американского молодежного кино. Финал с намеком на продолжение истории и дихотомия «добро и зло» в студенческом обществе включены.
Для комедии фильм несмешной. Для ужастика — нестрашный, но с хорошей идеей. Люди тут служат своеобразными контейнерами для искусственно созданных инопланетянами существ, похожих на громадных слизняков. А также для того, чтобы «заражать» и других студентов. Жалко только, что большую часть хронометража отвели попыткам главного героя подкатить к главной умнице-красавице университета и неуместные флешбеки в молодость детектива Рэя. В итоге в фильме катастрофически не хватает напряжения. Однако это окупается самой задумкой, приятной атмосферой и огнеметом в последней трети фильма.
Персонажи типичны для практически всех ужастиков своей эпохи. Зато есть харизматичный детектив Рэй, собирательный образ бывалого копа из старого голливудского хоррора: честный, чуть безумный, одержимый тяжелыми воспоминаниями, цинично говорящий «Порази меня» на каждом вызове и т. д. и т. п. Заслуга же Тома Аткинса в том, что он своего персонажа показал одновременно комичным и живым и особенно кошерно смотрится на фоне остальных пустышек.
«Ночь кошмаров» — это такой фильм, который расслабляет мозг и нервы. Бояться нечего, смеяться не с чего, анализировать тоже нечего. Поверхностная картина, которая смотрится на удивление интересно один раз, но к которой не захочется возвращаться.
6 из 10
Alice Cadogan
https://www.kinopoisk.ru/name/152043/
https://www.imdb.com/name/nm0128273/
Jill Whitlow
https://www.imdb.com/name/nm0926114/
https://www.kinopoisk.ru/name/148786/
стр 1 стр 2 стр 3
| |